МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС "5-ЫЙ ПОЛК"
МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС "5-ЫЙ ПОЛК"
Рекомендованный возраст: от 5-ти лет
Адрес нахождения: Беларусь, г.Витебск, ул.Титова
Дата открытия: 1964
Архитектор: А.Бельский
Описание
Мемориальный комплекс погибшим и замученным военнопленным и мирным жителям в концлагере. Через двадцать лет после освобождения, в 1964 году в ста пятидесяти метрах от захоронений узников, возле шоссе был установлен бетонный обелиск.
В 2005 году возле обелиска водружен 15-метровый металлический православный крест, который освятил митрополит Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, тогда же на месте заросших массовых захоронений было воткнуто несколько крестов из досок и брусков.
27 сентября 2009 года к кресту возложил цветы Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
25 июня 2012 года рядом с дорогой открыта часовня с набат-колоколом.
Исторические события
5-й полк, Пятый полк (шталаг № 313, Stalag 313, KL-313-SD) — лагерь для советских военнопленных, а затем и концентрационный лагерь для гражданских лиц, созданный немцами в сентябре 1941 года. Действовал до мая 1944 года. Располагался на северо-западной окраине Витебска на территории бывшего 5-го железнодорожного полка «вблизи от улиц имени Молотова и Загородная» (в конце современной улицы Титова).
Число погибших в концлагере по разным оценкам от 80 000 до более 100 000 человек. Для сравнения — в Бухенвальде (1937—1945) погибло более 56 000 человек.
Первоначально являлся лагерем для военнопленных. Располагался в бараках на территории железнодорожного полка. Заключённые в лагере голодали, от истощения с трудом могли передвигаться, хотя их ежедневно выводили на работы. Питание было более чем скудным: две мёрзлые картофелины и пол-литра баланды из «костяной муки», изготовлявшейся из перемолотых останков лошадей, 100—150 гр. из отходов зерна, смешанного с опилками и суп из бураков и отбросов. Бараки не отапливались. Первое время местному населению позволялось приносить пленным продукты, но потом это было запрещено. Бараки не отапливались.
Одномоментно в лагере содержалось примерно 28 - 35 тыс. заключенных.
Позднее лагерь использовался в качестве пересыльного. В 1942 году в лагерь стали попадать и гражданские лица. Для них использовалась западная часть лагеря. С 1943 года в концлагере только гражданское население. В марте—апреле 1943 г. в лагерь были помещены около 20 тысяч жителей Витебска и окружающих деревень.
Общее количество расстрелянных и погибших от голода и пыток составляет более 80 тысяч человек, из которых около 4 тысяч — гражданские лица.
Через лагерь прошло около 150 тысяч человек, около 80 тысяч из которых погибло. Для сравнения условий содержания и шансов на выживание — через Бухенвальд прошло более 250 000, погибло более 56 000 человек, примерно каждый пятый.
В числе погибших — около 12 тысяч мирных жителей.
МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
С РЕБЕНКОМ ВО ВРЕМЯ ПОСЕЩЕНИЯ ПАМЯТНИКА:
Перед тем как отправиться к памятному месту
сообщите ребенку, куда вы отправляетесь;
расскажите о правилах поведения при посещении памятных мест;
можно приготовить живые цветы.
При посещении мемориального комплекса что рассмотреть с ребенком:
-Спросите у ребёнка, что он знает о Великой Отечественной войне;
-расскажите, как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники);
-спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы);
-обратите внимание ребёнка на внешний вид обелиска, на лица героев, высеченных в камне.Обратите внимание ребёнка на гранитную плиту, предложите положить цветы;
-поинтересуйтесь у ребенка знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).
Какие вопросы задать ребенку:
- Кого можно назвать защитником Отечества?
- Что такое война?
- Нужна ли она на земле?
- Почему людям и всему живому нужен мир?
- Когда мы отмечаем День Победы над фашисткой Германией?
- Нужно людям нужно помнить о войне?
- Как люди сохранили память о войне?
После посещения памятника:
Стихотворения, которые можно почитать ребёнку или заучить с ним дома
Стихи для детей о Великой Отечественной войне
Что предложить ребенку сделать после прогулки:
- предложите своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось;
- побеседовать о наиболее ярком впечатлении от прогулки.